Статья публикуется в рамках проекта «Деревня средневековых ремёсел – воссоздание мастерских для четырёх средневековых ремёсел, размещённых в туристическом объекте – «деревня Кауп», реализованного в 2018 году субсидии из бюджета Калининградской области.
Все описанные объекты находятся на городище недалеко от п. Романово Зеленоградского района Калининградской области. Можно приехать, поучаствовать в мастер-классах, пообщаться с мастерами, дополнительная информация здесь: kaup39.ru
В этой статье мы хотим показать вам, что лить простые вещи не так сложно, как кажется. Вам обязательно потребуется изучение специальной литературы, однако, литье доступно практически каждому, и для того, чтобы начать, не требуется дорогое оборудование.
Литье олова
Оборудование
- Костер
- Тигель (керамический или металлический)
- Меха (достаточно небольших костровых)
- Формы (из металла, глины или мыльного камня)
- Клещи/плоскогубцы
Материалы
- Уголь/дрова
- Олово
Все оборудование легко сделать самим. Температура плавления олова всего 231,9°C, его можно лить – его можно лить в силиконовые, гипсовые, деревянные и глиняные формы. Можно попробовать историческим способом лить прямо в форму из мыльного камня, она будет постепенно разрушаться при изъятии изделия, но срок ее службы мы пока не установили.
Маленькие костровые меха легко сделать самим или купить в магазине, где продается все для пикников.
Для литья олова в качестве тигеля также подойдет металлический ковшик, главное чтобы он выдержал длительное нахождение на огне. Горячий тигель вы берете клещами или плоскогубцами.
При заливке олова в форму из камня или глины ее необходимо сперва разогреть, особенно если форма содержит мелкие детали.
Такую литейку вы можете за 15 минут разложить где угодно, главное сделать меха, тигель и формы.
Подробнее о реконструкции оловянного литья вы можете прочитать в этой статье: http://kaup.ru/index.php/rec/materials/49-litjo-v-kamennuyu-formu.html
Литье латуни
Оборудование:
- Глиняная печь/горн
- Тигель (керамический или металлический)
- Кузнечные меха
- Формы для отливки восковок из мыльного камня
- Клещи
- Деревянное или железное ведро для воды
Материалы:
- Уголь
- Глина
- Воск
- Флюс
- Вода
Этапы процесса:
- Заливка воска в форму из мыльного камня
- Извлечение восковки и аккуратное обмазывание ее глиной
- Сушка заготовки
- Выпаривание воска в печи, нагрев глиняной формы и, одновременно, разогрев и плавка латуни в тигеле
- Литье латуни в форму
При заливке воска формы необходимо слегка разогреть.
От начала процесса до отливки изделия обычно проходит не менее 1 недели, необходимо, чтобы глиняные формы высохли.
В случае с латунью глиняные формы можно поставить выпариваться в ту же печь/горн, которые используются для плавки латуни, но немного сбоку, где температура не так высока. Формы не должны превратиться в керамику, температура обжига начинается от 600 °C, а температура плавления латуни 880—950 °C.
В идеале нужна отдельная печь или костер для форм, и отдельная для тигелей. После выпаривания воска форма не должна остыть, так что не вытаскивайте ее раньше времени из огня. Температура в горне у вас будет такая, что для вытаскивания тигеля необходимы клещи с длинными ручками. Также запаситесь ведром с водой, сопло и клещи достаточно быстро раскаляются докрасна и их необходимо периодически остужать, окуная в воду.
После заливки в форму расплавленный металл прикрывается картошкой или яблоком, влага внутри превращается в пар, который создаёт давление и проталкивает жидкий металл в форму.
Кузнечные меха вам придется сделать самостоятельно, в интернете много руководств на эту тему. Клещи можно заказать в кузнечной мастерской или купить в специализированном магазине.
После остывания формы с отливкой, разбиваем форму.
После вынимания из формы у отливки следует удалить литник и снять заусеницы.
Литье бронзы
Оборудование:
- Печь для плавления бронзы
- Печь для разогрева форм
- Тигель (керамический или металлический)
- Большие кузнечные меха
- Формы для отливки восковок из мыльного камня
- Клещи
Материалы:
- Уголь
- Глина
- Воск
- Флюс
Разница в литье между латунью и бронзой только в температуре плавления металла. Если горн для латуни можно сделать за полдня из глины, то для бронзы нужна серьезная стационарная печь. Температура плавления бронзы 930—1140 °C. Эта разница около 100 °C , как оказалось, недостижима на открытом огне. Печь делается таким образом, чтобы сопло мехов не соприкасалось с горящими углями, в печи есть отверстие для сопла, но до углей металл не должен доходить. Пример конструкции печи:
В какие формы вообще можно лить цветной металл?
Чаще всего формы изготавливаются из глины, есть техники литья в песок, землю и дерево, а также современная технология литье в силиконовые формы.
Что такое мыльный камень и где его взять?
Мыльный камень — талькохлорит, в раннем средневековье использовался для литейных форм, скульптур и светильников. Сейчас купить его можно практически в любом магазине для саун и бань (для проекта мы покупали в “Гидрокомфорте”), продается коробками, лучше брать не обвалованный, а колотый — у него встречаются ровные сколы, требующие меньше обработки.
Как вырезать форму из мыльного камня?
Камень нужно отшлифовать до гладкой, почти отражающей поверхности. Мыльный камень очень хорошо подвергается обработке и вырезать форму в нём довольно легко, но сначала камень нужно подготовить. Камень нужно отшлифовать до гладкой, почти отражающей поверхности. Для этого нужна ровная гладкая поверхность и несколько листов наждачной бумаги разной маркировки. Хорошим вариантом для наших целей будет последовательное использование 40-80-120-180-280-400. В конце две половинки формы притираются друг о друга с добавлением воды, чтобы при их соединении не было люфта и просветов. На одной из половинок рисуется силуэт будущего изделия, затем выцарапывается по контору острой железной палочкой и дальше внутренний объём вырезается маленькими штихелями. Когда одна половина готова, нужно засыпать порошком, который остался после резки форму и аккуратно приложить сверху вторую половину, тогда порошок отпечатает на ней контур. Далее вырезается вторая сторона и литник.
Какой воск лучше использовать - ювелирный или пчелиный?
Конечно, ювелирный воск более удобен, в расплавленном состоянии он плотный и тягучий, а когда остывает - становится твёрдым и пластичным, он легко достаётся из формы, не ломается и не размазывается по ней.
Для чего нужен флюс, какой конкретно, в какой момент его использовать и где купить?
Флюс в кузнечном и литейном деле нужен для многих операций - пайки, кузнечной сварке, плавки и восстановительной плавки. В основном флюс нужен для растворения окислов и ограничения доступа кислорода. Самый универсальный флюс - натрий тетраборнокислый (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F) или просто бура. Он засыпается в тигель в момент плавления металла. Буру можно купить в магазинах промышленной химии или на складах стройматериалов (в Калининграде мы покупаем в "Регион-снабжении").
Где взять олово, латунь и бронзу?
На складе цветного металлопроката или заказать по интернету (это выйдет значительно дороже). В Калининграде мы знаем два склада: "Курган-Балт" и "Балтцветмет".
Важный момент: чистое олово, без примесей свинца, стоит достаточно дорого, но если вы планируете отлитые изделия использовать в качестве украшений, посуды или игрушек, ни в коем случае не покупайте более дешевый припой, который активно предлагают продавцы.
Что стоит почитать тем, кто хочет заниматься литьем?
Книги по литейному производству, например "Основы технологии литейного производства" и "Справочник рабочего-литейщика".
Ред. Н. Давыдова