Анализ источников от Рады.

 

 В настоящее время (октябрь 2017 г.) основные положения данной статьи представляются нам в корне неверными. Таким образом интерпретация автором заметки археологического материала относительно: пола, датировки погребения и некоторых других положений, не выдерживают объективной критики.
За новыми актуальными материалами отсылаю вас к монографии К.А. Михайлова Элитарный погребальный обряд Древней Руси. СПб., 2016. 272 с.
С.А. Преображенский Ктиторские портреты средневековой Руси. М., 2010. 544 с.

Плохая сохранность текстиля в культурном слое является одной из проблем в реконструкции костюма. Находясь в земле ткань испытывает на себе влияние множества факторов. От окислов находящихся рядом металлических предметов, грунтовых вод, насыщенности почвы кислородом изменяется её цвет, структура, свойства. Так же одним из факторов необходимых для правильной реконструкции костюма является атрибуция обнаруженных фрагментов текстиля. В некоторых случаях первичное описание находки («в поле») может как дать бесценную информацию, так и завести в тупик. Важен так же и контекст находки, то есть сопровождающий материал. В первую очередь я имею ввиду инвентарь погребения, который может помочь датировать находку и возможно установить пол погребенного. В данной статье мы не рассматриваем текстиль происходящий из культурного слоя городов.

   Наше внимание привлекли фрагменты текстиля происходящие из раскопок Д.Я. Самоквасова у с. Левенки Стародубского уезда, которые он проводил в 1874 году. Близ Стародуба у речки Бабинец он обнаружил городище и следы большой группы курганов, частично распаханной. Дмитрий Яковлевич раскопал шесть курганов, два из них сохранились, четыре были распаханны. Эти два не потревоженных кургана и предоставили нам интереснейший материал. Стоить начать с того, что это курганы со «срубными гробницами», то есть погребальными камерами. Сруб выполнен из дубовых брусьев, внутри второй «гробницы» гвозди, следы разложившегося гроба, костяк плохой сохранности обернутый в бересту, повернут головой на запад. Самоквасов отмечает семь сортов шерстяных тканей происходящих из кургана №2. (Самоквасов Д. Я. Северянские курганы и их значение для истории.// Труды III археологического съезда в Киеве. Киев, 1878 с.196). Замечу, что погребение не содержит находок позволяющих дать точную датировку памятника. Сами погребения не очень богаты и не содержат таких датирующих вещей как монеты, бусины, оружие. Из этих не потревоженных курганов происходят два топора с отпечатками ткани и пара ножей, но прорисовки обнаружить не удалось. Что так же затрудняет датировку этих погребений. Вернемся к текстилю из кургана №2. По описанию Дмитрия Яковлевича Самоквасова: «на остове остатки шерстяного платья (!), застегнутого сверху серебряной пряжкой и опоясанного шерстяным поясом, шерстяные заплаты (!) сказанного платья, из которых две заплаты (!) представляют собой куски однообразных тканей, две украшены набойными узорами, а остальные (сколько? –прим. моё) – вышитые цветными квадратами по темному фону». Интересный фрагмент происходящий из этого погребения это остатки меховой шапки. Нам остаётся только догадываться имело ли это платье вид платья и как выглядела «шапка». Спорить о методологии раскопок в XIX веке в России можно достаточно долго, однако иными материалами мы не располагаем. Хочу лишь обратить внимание на следующие слова Прохорова В. А.: «Некоторые из этих материй с трудом собраны мною и с натуры нарисованы. Много труда мне стоило из множества отдельных мелких кусочков этой материи добиться общего на ней узора… Из разнообразных узоров оказалось, что здесь не одна была материя, хотя и одного красно-коричневого цвета, вероятно, первоначально была пурпурная.» Он также отмечает однозначно византийское происхождение ткани.

   Спорность датировки курганов у с. Левенки отражена в статьях Якуниной Л.И. О трёх курганных тканях // Труды ГИМ вып. 11, 1940 с.147-158 и статье Михайлова К.А. Византийские влияния на парадный костюм североевропейской и древнерусской аристократии эпохи викингов //Диалог культур и народов средневековой Европы. СПб., 2010 с.256-262. Если Л. И.Якунина датирует эти фрагменты XI-XII веком, то у К.А.Михайлова они обозначены X-началом XI века. Я склоняюсь к тому, что правильнее отнести эти фрагменты к XI-XII веку. Отмечу, что согласна с В.А. Прохоровым в том, что ткань имеет византийское происхождение. Либо повторяет узор иных византийских тканей.

   Предваряя подробный рассказ о фрагментах тканей из кургана №2 у с. Левенка Якунина отмечает развитость у северян деревообрабатывающего мастерства. Свидетельством тому служит и находка из того же погребения «фрагмента деревянного предмета, украшенного резьбой, имевшей форму птицы с длинной шеей и орлиным клювом». То есть ничто не мешало северянам вырезать штампы для набойки, хотя сейчас мы знаем не так много находок подобных штампов. Описывая ткани из кургана №2 у с. Левенка она останавливается только на двух фрагмента. Связано ли это с тем, что в 1940 году в ГИМ хранились только эти два фрагмента, или с тем, что остальные были слишком малы и не позволяли реконструировать рисунок – неизвестно. В своей статье 2010 года К.А.Михайлов приводит фотографию реконструкции узора тех же фрагментов и фото одного из них. Итак, описываются два фрагмента тканей: один 20х7 см, другой 12х9 см. Шерстяная домоткань, простого гроденаплевого переплетения. Имеется ли ввиду простое полотняное переплетение или нити основы пропущены то над двумя, то под двумя уточными нитями (рапсовое плетение) не совсем понятно. Фрагмент номер один выполнен из более грубых, чем фрагмент номер два, нитей и отличается более редким переплетением. Плотность первой ткани на 1 см 12х15 см, а второй ткани 11х18 см. Обе ткани приобрели бурый цвет. Узор выполнен черной краской и носит византийский характер. На первой ткани в круге городчатый крест и в нем по углам кресты. На второй ткани среди концентрических кругов помещена восьмилепестковая розетка, с перемежающимися остроконечными и закруглёнными лепестками. Орнамент такого же типа мы видим на фресках изображающих семью Ярослава Мудрого. Фрески датируют XI веком, но никак не X веком.

   В заключении хочу отметить, что материалы кургана №2 у с. Левенка дают нам уникальные данные для реконструкции костюма XIвека. Аккуратность столь необходимая в реконструкции костюма в данном случае должна полностью занимать ум реконструктора. Столь заманчивое слово «платье» у Самоквасова может повести нас по невероятному пути. Только синтез разных по происхождению источников позволит приблизиться к пониманию изначального характера этой одежды.

Литература:

  1. Михайлов К.А. Византийские влияния на парадный костюм североевропейской и древнерусской аристократии эпохи викингов //Диалог культур и народов средневековой Европы. СПб., 2010 с.256-262.
  2. Прохоров В.А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые по высочайшему соизволению В. Прохоровым. [1-4] - 1881-1885
  3. Самоквасов Д. Я. Могилы Русской земли. М., 1908
  4. Самоквасов Д. Я. Северянские курганы и их значение для истории. // Труды III археологического съезда в Киеве. Киев, 1878
  5. Якунина Л.И. О трёх курганных тканях // Труды ГИМ вып. 11, 1940 с.147-158

 

 1

Левенка 2

дочери ярослава мудрого фрески в софии киевской 2